поляризац фильтры

 
 

поляризац фильтры

photo-element.ru/book/filters/polars/polars.html



Обычные поляризационные фильтры

Давайте рассмотрим вначале самые распространённые, обычные поляризационные фильтры («PL» и «CIR-PL»). Поляризатор – это второй светофильтр, после защитного, который обязательно должен иметь в своём арсенале каждый уважающий себя фотограф-пейзажист (третьим и последним будет нейтрально-серый градиентный фильтр).

Как было сказано, обычные поляризаторы в той или иной степени задерживают отраженные лучи. Скажу сразу, ни один прозрачный фильтр не задерживает их целиком и полностью, да это и не надо. Мы будем применять их для фотографирования пейзажей с голубым небом, съёмок воды, лиственных деревьев под открытым небом и тому подобных сцен. Я получил также неплохие результаты при съемке освещённой солнцем архитектуры, свежеокрашенных поверхностей, радуги (под углом примерно 135 градусов от солнца) и разнообразных солнечных пейзажей сразу после дождя.

 



Поляризационный фильтр делает небо с облаками более выразительным

Давайте посмотрим на типичный пример использования поляризационного фильтра. Слева - фотографии, снятые без фильтра, справа - с этим светофильтром. В результате применения фильтра, в обоих случаях небо с облаками стало более выразительным. При этом, само небо стало темнее, а яркость облаков не изменилась. 
Кстати: Что не так очевидно, но на что рекомендую обратить внимание - это цвет травы на нижнем снимке. На снимке с поляризатором зелень стала более жёлтой, получив тёплую тональность. Дело в том, что поляризатор удалил с травы также и холодные рефлексы неба. 
1. NIKON D70, SIGMA 18-35, ф.р.18мм, 1/200c, f14, ISO 200, wb "солнечно", без фильтра,
2. NIKON D70, SIGMA 18-35, ф.р.18мм, 1/60c, f14, ISO 200, wb "солнечно", c фильтром Tiffen C-PL,
3. NIKON N65, SIGMA 28-80, ф.р.28мм, 1/250c, f16, Fuji Velvia 50, без фильтра,
4. NIKON N65, SIGMA 28-80, ф.р.28мм, 1/60c, f16, Fuji Velvia 50, c фильтром Tiffen C-PL. 

Задерживая отражённые лучи, эти фильтры делают воду прозрачной и глубокой, независимо от того, что это за вода перед нами: озеро Байкал или лужа на асфальте после дождя. Хорошей практикой является применение поляризаторов при съёмке текущей воды с использованием штатива. Дело в том, что для получения эффекта “молочной реки” нужна экспопара, близкая к f22 и 2сек. Получить такую экспопару в яркую, солнечную погоду часто не представляется возможным, и поэтому для ослабления яркости сцены фотографы иногда используют нейтрально-серый фильтр, речь о котором пойдёт ниже. Зная о том, что одной из особенностей поляризатора является существенное ослабление освещённости, я предпочитаю использовать его вместо нейтрально-серого фильтра, или вместе с ним, там, где это возможно, получая при этом как увеличенное время выдержки, так и прозрачную воду, плюс насыщенный цвет других элементов своего снимка, таких как листва, трава и мокрые камни.

 


Поляризационный фильтр делает воду прозрачной и увеличивает выдержку

С этой фотографией мы ещё встретимся в разделе, посвящённом светопоглощяющим фильтрам, а сейчас мне хотелось бы рассмотреть её с другой стороны. Даже применяя фильтр ND, выдержка при съёмке этой сцены всё равно была бы недостаточной для того, чтобы на фотографии получился бы непрерывный поток. Применение поляризатора увеличило выдержку в четыре раза, и, кроме того, сделало воду прозрачной. 
NIKON D70, Sigma 28-80мм, ф.р. 28мм. 2c, f32 ISO200, wb "пасмурно, фильтр Quantaray ND8 и поляризатор Tiffen C-PL. 

Если с отражениями в воде всё более-менее понятно, то не столь очевидно, откуда берутся отражения на небе. Дело в том, в воздухе всегда содержится взвесь микрочастиц и микрокапель, отражающая солнечные лучи. Именно поэтому небо и выглядит таким светлым. Применяя поляризационный фильтр, мы блокируем это отражённое, поляризованное излучение. В результате, небо, притемняясь, приобретает насыщенный синий цвет, при этом выделяются отдельные облака на нём, но их яркость при этом не изменяется.

Как видите, поляризатор помогает нам улучшить цвет воды и неба. Но ничуть не менее полезным применением поляризатора является съёмка пейзажей с лиственными растениями в ясный день. Если вы проведёте эксперимент, и посмотрите в погожий день на листву деревьев через фильтр, при этом вращая его, то заметите, что цвет листвы существенно меняется к лучшему! Дело в том, что отражая свет неба, листва принимает хорошо заметный холодный голубой оттенок. Вместе с тем, зрителям обычно нравятся пейзажи в более тёплых тонах. Применение поляризатора поможет удалить эти ненужные нам рефлексы. Обращаю ваше внимание, что проводя упомянутый эксперимент, необходимо представить себя в роли фотоаппарата и смотреть через фильтр со стороны его резьбы: некоторые поляризаторы не «действуют» в обратном направлении.

 


Поляризационный фильтр удаляет холодные рефлексы неба с листвы

В результате применения поляризационного фильтра, листва приобрела более тёплый тон. Очень многие фотографии начинающих пейзажистов страдают именно холодной цветовой тональностью. Избавиться от неё нам и помогут рассматриваемые фильтры, либо коррекционные фильтры серии 81, о которых мы уже говорили в предыдущем разделе. 
1. LEICA DIGILUX 1, ф.р.10.9мм, 1/450c, f4.4, ISO100, wb "солнечно", без фильтра,
2. LEICA DIGILUX 1, ф.р.10.9мм, 1/150c, f4.4, ISO100, wb "солнечно", c фильтром Tiffen C-PL. 

Применение поляризаторов имеет три особенности, о которых надо помнить.Первая особенность заключается в том, что эффективность действия поляризатора зависит от его угла поворота относительно оси, и меняется от нулевой до максимальной степени. При этом коэффициент поглощения света для большинства поляризационных фильтров равен четырём, что приводит к необходимости увеличения экспозиции на две ступени. Это первая из причин, почему их нельзя использовать в качестве каждодневного фильтра и снимать с ним всё подряд. Важно также знать, что в условиях неполяризованного освещения, фактор пропускаемого света не зависит от угла поворота фильтра относительно его оси. Повторяю – поляризаторы существенно ослабляют световой поток!

Второй особенностью применения поляризационных фильтров является неравномерность расположения поляризованных областей небосклона. Небо наиболее поляризовано во всех областях, находящихся под углом, примерно перпендикулярным направлению на солнце. Например, если солнце находится строго на западе, то наибольшего эффекта мы достигнем, наведя фотоаппарат на север, юг, или вертикально вверх. Примечательно, что если солнце стоит точно в зените, то есть прямо над нашей головой, то мы получим наиболее выраженный эффект по всему горизонту - на западе и на востоке, на севере и на юге.

Наведя фотоаппарат перпендикулярно направлению на солнце и вращая фильтр, мы с вами получим максимальный эффект, затем, став спиной к солнцу, обнаружим, что эффект исчез. Поэтому при съемках самих закатов и живописного неба на востоке при заходе солнца этот фильтр нам не поможет. Но., поскольку во время заката лучше всего наводить камеру как раз перпендикулярно солнцу, чтобы «поймать» художественно расположенные тени, так что тут особо расстраиваться не стоит. При фотографировании водных поверхностей, самое оптимальное местоположение можно найти только экспериментальным путём, бродя вокруг или вдоль выбранного участка водоёма и вращая фильтр вокруг оптической оси. Также важно делать это в отсутствие волн и ряби, которые в силу своей кривизны отражают разные участки неба.

Третьей особенностью применения этих фильтров является их упорное нежелание работать при рассеянном освещении, поскольку в такой ситуации нет однонаправленных отражений светового потока, поэтому в пасмурную погоду эти фильтры никакого эффекта не цвет неба не окажут.

В заключение рассказа про обычные поляризаторы не советую вам использовать их совместно с сверхширокоугольными объективами, имеющими фокусное расстояние порядка 20 мм и короче, а также при съёмке панорам. Дело в том, что из-за широкого охвата кадра, эффект будет неравномерен с разных сторон кадра и в центре, как неодинакова там степень поляризации неба. Поэтому небо в этом случае будет иметь пятнистый прокрас. Это вторая причина, почему поляризаторы нельзя использовать в качестве каждодневного фильтра.



Примеры неудачного использования поляризационного фильтра

Панорама сверху: Эта панорама Долины Смерти хорошо показывает, к чему приводит съёмка панорам с поляризационным фильтром. Во-первых, посередине (очевидно, что это и есть направление, перпендикулярное направлению на солнце), на небе нависла огромная синяя блямба, а во-вторых, посмотрите, какие трудности вызовет склейка такой панорамы (я специально не склеил её до конца, чтобы вы могли бы представить себе объём предстоящей работы), из-за того, что фрагменты неба прокрашены неравномерно. Если вы внимательно посмотрите на два крайних левых и правых фрагмента, то не заметите там даже следов сшивки. Получилось так потому, что в этих областях небо прокрашено более-менее равномерно.В зоне же действия поляризатора яркость соседних фрагментов сильно отличается. Подробнее об этом мы поговорим в разделе, посвящённом съёмке панорам.
Два фото снизу: При съёмке обоих фотографий с поляризатором использовался широкоугольный объектив с углом поля зрения 88 градусов по горизонтали. Как результат - неравномерное затемнение неба, образовавшееся из-за неравномерной степени поляризации частей небосвода, находящихся на разном угловом расстоянии от солнца. 

1. NIKON D70, SIGMA28-80, ф.р. 28мм, 1/50c, f22, ISO200, wb "солнечно", с фильтром Tiffen C-PL ,
2. NIKON D70, SIGMA18-35, ф.р. 18мм, 1/250c, f22, ISO200, wb "солнечно", с фильтром Tiffen C-PL ,
3. NIKON N65, SIGMA 18-35, ф.р.18мм, Kodak Ektachrome 64, 1/60c, f5.6, c фильтром Tiffen C-PL.

Завершая разговор про объективы, порекомендую использовать объективы с внутренней фокусировкой, а не с внешней, при которой вращается переднее кольцо, к которому крепится фильтр. Иначе, все ваши усилия по поиску наиболее оптимального угла поворота поляризатора, при фокусировке будут сведены на нет. Поскольку один из объективов, которые я использую, всё-таки имеет внешнюю фокусировку, то при съёмках с поляризатором мне приходится вначале наводить на резкость вручную, а затем, придерживая кользо объектива, вращать фильтр до необходимого положения.

При покупке поляризатора обязательно обратите внимание на то, чтобы он не имел никакого постороннего остаточного цвета (например, голубого, розового и т.п.): хороший поляризационный фильтр должен быть нейтрально-серым. Скажу также, что по моему опыту, не стоит покупать дешёвые поляризаторы мало кому известных фирм – они плохо работают, при этом придавая изображению грязный оттенок. Из самых недорогих из качественных, могу порекомендовать поляризаторы американской фирмы Tiffen, японской Hoya и немецкой B +W.

Поскольку поляризаторы – одни из самых дорогих фильтров, возникает справедливое желание замены их функциями Adobe Photoshop. На сегодняшний день это проделать невозможно, поскольку никакой Photoshop пока не в состоянии разобраться, где на снимке отражение, а где нет, и что останется, если это отражение убрать. Также, никаким графическим редактором нельзя заменить высокую поглощающую способность этого светофильтра: ручей не превратится в «молочную реку», если мы просто притемним избражение. Короче говоря, хотим мы этого, или нет, но на поляризатор нам придётся раскошелиться.

В связи с этим мне хочется привести здесь слова моего коллеги, Джереми Мак Крэйри, касающиеся замены светофильтров функциями графических редакторов: «Имея достаточно времени, таланта и терпения, вы, возможно, могли бы заменить большинство эффектов светофильтров постобработкой на компьютере, но где вы тогда найдёте время для фотографирования, еды и сна?»

Никаких особенностей применения обычных поляризаторов при съёмке на цифровой фотоаппарат не существует. Надо только помнить, что почти все современные цифровые фотоаппараты замеряют экспозицию и фокусируются через объектив (как система TTL), поэтому мне остаётся присоединиться к мнению производителей фильтров и порекомендовать вам использовать только циркулярные поляризаторы. Если вы используете поляризационный фильтр с компактной цифровой фотокамерой, независимо от того, каким видоискателем - оптическим или электронным она оснащена, рекомендую вначале, глядя через фильтр, подобрать оптимальный угол его поворота вокруг оси, и только потом прикреплять его к фотокамере. Правильно использованный поляризационный фильтр может сократить перепад яркостей между светлым небом и тёмным низом, что часто помогает избавиться от молочно-белого, так называемого «цифрового», неба.

Обычные поляризационные светофильтры 

ОбозначениеK (a)Примечание
   HOYA PL 3…4 Линейный поляризатор
   MARUMI P.L. нд Линейный поляризатор
   B + W Kaesemann Linear Polarizer нд Высококачественный линейный поляризатор
   COKIN 160 нд Линейный поляризатор системы крепления Cokin
   LEE Polarizer 4 Квадратный линейный поляризатор со стороной 4” (10см)
   HOYA PL_Cir 3…4 Циркулярный поляризатор
   B + W C-PL MC 4 Циркулярный поляризатор с многослойным просветлением
   B + W Kaesemann Circular Polarizer нд Высококачественный циркулярный поляризатор
   TIFFEN C-PL 4 Циркулярный поляризатор
   HAMA Polarizing нд Циркулярный поляризатор
   LEE Circ Polarizer 4 Квадратный циркулярный поляризатор со стороной 4” (10см)
   COKIN 164 нд Циркулярный поляризатор системы крепления Cokin
   MARUMI C.-P.L. нд Циркулярный поляризатор
   HOYA PL_Cir (Wide angle) 3…4 Циркулярный поляризатор, меет узкую оправу
   MARUMI Wide C.-P.L. нд Циркулярный поляризатор, имеет узкую оправу, без передней резьбы.
   B + W C-PL Slim Wide Angle MC 4 Циркулярный поляризатор для использования с широкоугольной оптикой, имеющий узкую оправу



Создан 05 фев 2015



 
Именная карта Карта Привлечение агента