Что снимать? Или как трудиться над идеей #1

 
 

Что снимать? Или как трудиться над идеей #1

http://photo-monster.ru/books/read/chto-snimat-ili-kak-truditsya-nad-ideey-1.html



Чем характерны идеи, что их объединяет?

Во-первых, чаще всего, некая идея образует фундамент мастерски созданного произведения. Это значит, что в фотографиях, лишённых названного качества, идея также существует. Однако, для зрителя могут оставаться открытыми вопросы: «Что хотел сказать автор?», «О чём это произведение?».

Одни фотографии прозрачно, внятно, выражают идею – большинство зрителей понимает и/или чувствует, что им хочет сказать автор или какие эмоции переживает последний. Идея других произведений заключается в своей «туманности», беспредметности, бесконечном множестве смыслов и непрерывной подвижности последних. И первые, и вторые произведения могут быть выполнены мастерски.

Приведу по категориям идеи, которые могут лежат в основе фотографий, вместе с примерами.

Кто-то из фотографов изображает объекты, трансформируя их первоначальное, привычное, значение в какое-то другое, чествует визуальную гармонию линий, форм и/или цветовых пятен. Примерами такой тенденции могут служить серия фотографий «Flowers» (с англ. «Цветы») американского фотографа Роберта Мэпплторпа (Robert Mapplethorpe), некоторые портреты инатюрморты швейцарского фотографа Кристиана Коини (Christian Coigny), серия фотографий «The Egg» (с англ. «Яйцо») английского фотографа Джона Эйкенхерста (John Akehurst), опубликованная в 1993 году в журнале «The Face», серия «конструктивных» натюрмортов («Constructed Picture») немецкого фотографа Линуса Лохоффа (Linus Lohoff), произведения российского фотографа Олега Каплана).

Кто-то запечатлевает свой внутренний мир – эмоции, которые переживает в некий момент своей жизни. Такой способ помогает автору осознавать их, сам процесс фотографирования и, в целом, работа над проектом дарит автору чувство внутреннего равновесия. Например, американский фотограф Анни Лейбовиц (Annie Leibovitz) переживала горе утраты близкого ей человека, фотографируя тело Сьюзен Сонтаг (Susan Sontag)3Серия, созданная мной в 2011 году, также, помогла мне с помощью занятия фотографией осознать едва ли приятные, но развившие впоследствии мою личность эмоции: страх, боль и эмоциональную пустоту. А серия (опубликована одна фотография из неё), созданная спустя три года – ощутить принятие собственного тела, спокойствие и внутреннюю эмоциональную теплоту.

Кто-то руководствуется идеей, которая позволила бы создать изображение, «останавливающее» взгляд потенциального покупателя и вызывающего у последнего желание приобрести некий продукт-товар. Примеры здесь можно найти повсюду. Обратите внимание на фотографии, которые иллюстрируют рекламу, «останавливающие» Ваш взгляд. А в качестве конкретного примера обращусь к своей практике. В 2013 году я реализовал рекламный проект для сети магазинов профессиональной косметики. Как Вы думаете, чувствуете, какова идея такой иллюстрации?

Кто-то желает запечатлеть жизнь одного человека и его социального окружения, какой-либо культуры или общества в целом в какой-то момент времени. Например, ирландский фотограф Шеймус Мёрфи (Seamus Murphy) в одном из своих проектов изобразил рыбаков и их семьи, населяющих побережье Британских островов. Жизнь здесь напрямую зависит от… прогноза погоды4.

Непрофессиональный фотограф, но профессиональный, например… кулинар может вкладывать в свои фотографии следующую идею. Изобразить особенности своего блюда: хрустящую корочку, сочность красного мяса, густую консистенцию оливкового масла, лёгкость бисквита, питательность рыбы, свежесть листьев салата и так далее. Примером могут послужить иллюстрации к книге Андрея Макаревича «Мужская кулинария. Разговоры о еде и не только»5.

Приведу в качестве примеров ещё несколько идей. Последние выбирали в качестве основы для своих произведений участники моих занятий.

Один из участников озаглавил серию фотографий цитатой «Не рубите, мужики, дерева…» из песни, написанной Александром Шагановым, запечатлев, как в стремлении к лучшей жизни в будущем, человек порой неаккуратно, бездумно, обращается с окружающей его жизнью (природой) в настоящем. Другая участница решила проинтерпретировать семь смертных грехов с помощью мимики и жестикуляции одного и того же человека. Третья участница, обучалась созданию иллюстраций для каталога обувных подошв. Она решила создать проекции «вид сбоку» и «вид спереди», расположив их как на инженерном чертеже – строго одна под другой, в едином масштабе.

Частая общая идея, служащая «фундаментом» моих собственных проектов – сочетание мужского и женского начала в человеке. Ориентируясь на героя проекта, я конкретизирую такую идею.

Также, за примерами идей, которые мастера художественной фотографии кладут в основу своих произведений, обратитесь к одному или нескольким эпизодам документального фильма «Контрольныеотпечатки»6.

Во-вторых, чаще всего, мастер осознаёт идею до того, как сделать первый шаг в её реализации. Другими словами, замысел не только лежит в основе произведения, то есть существует сам по себе, но и, часто, намеренно в эту основу автором закладывается. В процессе работы над произведением первоначальная идея может изменяться, однако, суть рассматриваемого свойства идей остаётся прежней: прежде, чем спустить затвор, фотограф-мастер, рассчитывает что-то увидеть на своих фотографиях, что-то конкретное, формулируемое.

Идея может быть сформулирована в предварительном наброске, в схеме, тексте или в каком-то предмете, звуке или запахе.

В-третьих, часто, идея произведения неразрывно связана с контекстом. Исследование последнего помогает рассмотреть идею. И наоборот, идея, ясно прослеживающаяся в фотографии, помогает считать контекст произведения. Приведу пример.

Я рассматриваю специализированное издание, посвящённое швейному делу. Серия фотографий, расположенная внутри отдельной статьи, иллюстрирует технологию обработки манжет на мужском пиджаке. На каждой изображении я вижу кисти рук, совершающие различные действия так, что а) однозначно понятно какое действие выполняется (например, на одной фотографии одна кисть держит линейку, другая специальный карандаш для разметки ткани), б) демонстрируется результат действия (например, кисти, удерживающие линейку и карандаш, не зависли в воздухе на фоне ткани, а одна рука с карандашом оставляет след вдоль края линейки напротив отметок равных двум, трём и четырём сантиметрам, другая рука фиксирует линейку неподвижно). Таким образом, каждая фотография сама по себе является мини-инструкцией к выполнению какого-то промежуточного шага «большой» инструкции, выраженной в форме текста. Содержание каждой иллюстрации помогает прояснить те мелочи и детали, которые не описаны словами. А текст помогает связать отдельные действия, изображённые на фотографиях.

Иллюстрация по отношению к теме издания, теме статьи и тексту статьи играет роль контекста перечисленных. Текст статьи, тема статьи и тема издания по отношению к фотографии, также, являются её контекстом. При этом, последняя может рассматриваться самостоятельно, отдельно от статьи, и зритель, скорее всего, однозначно «считает» её идею. Например, замысел фотографии, описанной мной выше, может формулироваться в виде утверждения «показать, как выполняется разметка костюмной ткани: какие инструменты понадобятся, как ими воспользоваться в конкретной ситуации, как держать руки относительно ткани». Здесь контекст уточняет замысел фотографии, обладает способностью менять её восприятие зрителем.

Демонстрацией приведённого примера могут служит содержание специализированного журнала, в котором публикуются мастер-классы. При случае обратите внимание на то, как именно иллюстрации в книге, журнале или газете связаны с соответствующими текстами. В качестве тренировки попробуйте описать эту связь словами.

Подведу промежуточный итог. Идея способна выступать смысловым «фундаментом» произведения, может легко «считываться» зрителем. Она может осознаваться автором к началу её воплощении в произведении и оставаться, при этом, подвижной: меняться в процессе реализации. Идея произведения может существовать неотрывно от его контекста, поддерживаться и «направляться» контекстом.

На мой взгляд, если идея конкретного произведения обладает тремя рассмотренными выше характеристиками – «лежит в основе содержания», «осознаётся автором», «связана с контекстом произведения» – то можно говорить о том, что выполнены необходимые (но едва ли достаточные) условия мастерски созданного произведения.

Вместо словосочетания «мастерски созданное» я встречал другие обозначения высокого художественного качества произведения, выраженные словами и фразами, в частности: «профессиональное», «хорошее», «высококачественное», «обладающее художественной ценностью», «трогательное», «цепляющее», «останавливающее взгляд», «понятное»… Выберите то обозначение, которое Вам близко. Предполагаю, что суть после переобозначения останется прежней. Для меня наиболее близкими по смыслу являются прилагательные «осмысленное-прочувствованное».

Обозначив и охарактеризовав понятие «идея», а также отметив влияние замысла на художественное качество произведения, далее опишу принципы, на которых «выросла» методика разработки идеи.

Примечание:

1 В качестве эпиграфа к настоящей статье я взял слова современного немецкого фотографа Томаса Штрута (Thomas Struth), произнесённые мастером в завершении короткометражного документального фильма из серии «Контрольные отпечатки» («Contacts», режиссёр Jean-Pierre Krief, производство «KS Vision», Франция, 2002 г.). В короткометражке фотограф рассказывает об идеях, положенных им в основу его произведений, ставших впоследствии известными и востребованными в мире. Обратно к тексту.

2 «Искусство ради искусства» (на франц. «l'art pour l'art», на лат. «ars gratia artis», на англ. «art for art's sake») – фраза, опубликованная в начале 19-ого века, и означающая, что «художественные качества произведения искусства заключены в его формальной организации, а не в сюжете» (источник)).Обратно к тексту.

3 Эта история повествуется в документальном фильме «Энни Лейбовиц: Жизнь, увиденная через объектив» («Annie Leibovitz: Life Through a Lens», 2006 г.) Обратно к тексту.

4 Шеймус Мёрфи (Seamus Murphy), многократный победитель международного конкурса фотожурналистов «World Press Photo», на своей лекции в Москве летом 2011 года) демонстрировал несколько своих проектов – серии фотографий. Идея одного из проектов у Шеймуса возникла, когда ему в руки попала карта Британских островов, вышитая на ткани и по смыслу связанная с климатом. К сожалению, при подготовке настоящей статьи ни на официальном сайте фотографа, ни в Интернет я не нашёл упоминания об этом проекте. Однако, сам факт существования проекта и того, как предмет косвенно связанный с жизнью людей в прибрежных районах Британских островов привёл к возникновению идеи проекта, я запомнил. На лекции один из слушателей задал фотографу вопрос о том, как рождаются его проекты, с чего они начинаются. В качестве ответа Мёрфи привёл указанный пример. Обратно к тексту.

5 Макаревич А.В., Гарбер М.Р. Мужская кулинария: Разговоры о еде и не только. М.: Эксмо, 2008. 272 с. (ISBN 978-5-699-29819-8). Обратно к тексту.

6 Многосерийный фильм «Контрольные отпечатки» («Contacts», производство «KS Vision», Франция) состоит из 36 эпизодов по 13 минут каждый. В одном эпизоде один фотограф (или творческий дуэт) рассказывает о появлении тех или иных своих произведений, рассматривая дополнительно их исходные материалы – негативы, «контрольки» – и объясняя, почему он опубликовал именно этот кадр, а не другой. И фотографы-герои, и их произведения являются известными. Идея фильма принадлежит французскому фотографу Вильяму Кляйну (William Klein). Первые эпизоды датируются началом 1980-х, а последние – началом 2000-ых. Многие серии переведены в высоком качестве на русский язык и опубликованы, например, на YouTube. Список фотографов-героев, а также оригинальная информация о фильме на французском языке доступна на официальном сайте продюсерской компании «KS Vision»Обратно к тексту.

02/02/2015    Просмотров : 12340    Источник: photo-monster.ru    Автор: Марк Лаптенок


Создан 09 фев 2015



 
Именная карта Карта Привлечение агента